Консультация
для родителей.
«Патриотическое воспитание ребёнка в
семье»
Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть
определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за
свой народ, за его культуру, и ощущение своей неразрывности с окружающим, и
желание сохранять и приумножать богатства своей страны.
Патриотизм проявляется не только в сложных тяжелых жизненных ситуациях,
но и в каждодневной трудовой и духовной жизни народа. Однако, если это чувство
столь сложно, то правомерно говорить о нем применительно к детям дошкольного
возраста? Внимательное наблюдение за детьми, изучение их возрастных
особенностей, интересов позволяет сделать вывод, что старший дошкольник
обладает большим количеством знаний, а его интересы связаны часто не только с
настоящим, но и с будущим. В разговорах детей, их вопросах можно услышать
суждения о добре и зле, о несправедливости. Всё это говорит о том, что
воспитание патриотических чувств можно и нужно начинать с дошкольного возраста.
Крылатая фраза: «Все начинается с детства»- как нельзя больше относиться к
данному вопросу. Задумываясь об истоках патриотических чувств, мы всегда
обращаемся к впечатлениям детства: это и дерево под окном, и родные напевы. С
младенчества ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему
глаза в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро,
которое несут нам сказочные герои: Василиса Прекрасная, Илья Муромец, Иван
Царевич. Сказки волнуют, увлекают ребенка, заставляют его плакать и смеяться,
показывают ему, что народ считает самым главным богатством – трудолюбие,
дружбу, взаимопомощь.
У каждого народа свои сказки, и все они по
своему, со свойственным данному народу колориту передают от поколения к
поколению эти нравственные ценности. Слушая сказку, ребенок начинает любить то,
что любит его народ и ненавидеть то, что ненавидит народ. «Это первые блестящие
попытки русской народной педагогики, - писал К. Д. Ушинский, - и я не думаю,
чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическими
гениями народа».
Загадки, пословицы, поговорки – эти жемчужины
народной мудрости воспринимаются ребенком легко и естественно. В них и юмор, и
грусть и глубокая любовь к человеку, к отечеству. Сказки, пословицы, поговорки
формируют начало любви к своему народу, к своей стране.
Очень рано в мир ребенка входит природа родного
края. Река, лес, поле постепенно оживают для него: от первого общего восприятия
ребенок переходит к конкретизации – у него появляются любимые уголки для игры,
любимое дерево, тропинки в лесу, место для рыбалки у реки. Это делает лес,
речку своими, родными, остающимися в памяти дошкольника на всю жизнь.
Так общественное и природное окружение выступает
в роли первого педагога, знакомящего ребенка с Родиной. Но без помощи взрослого
ребенку трудно выделить в окружающей жизни наиболее существенное характерное.
Он может не увидеть главное, или принять за главное нетипичное, второстепенное.
«Как у маленького деревца, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности
которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и
взрослый должен заботиться о воспитании у детей чувства безграничной любви к
Родине».
Без помощи взрослого детям трудно понять, что
люди трудятся на благо всей страны, что город, село, лес, река, которые ребенок
видит каждый день – это и есть его Родина. Помните! Взрослый выступает
посредником между ребенком и окружающим его миром, он направляет, регулирует
его восприятие окружающего. У детей еще очень мал жизненный опыт, и в силу
своей способности к подражанию, и из доверия к взрослому, дети перенимают у них
оценки событий: что говорят дома родители о предстоящем субботнике, как
готовятся к празднику и т. д.
Во всем проявляется их отношение к жизни,
которое постепенно воспитывает чувства ребенка. При воспитании патриотических
чувств очень важно поддерживать в детях интерес к событиям и явлениям
общественной жизни, беседовать с ними о том, что их интересует.
Принято считать, что воспитание у детей
патриотических чувств, происходит в следующей последовательности: сначала
воспитывается любовь к родителям, родному дому, детскому саду, затем к городу,
ко всей стране. Однако неверно полагать, что воспитывая любовь к родителям, мы
уже тем самым воспитываем любовь к Родине. К сожалению известны случаи, когда
преданность своему дому, своей семье уживается с безразличием к судьбе Родины и
даже с предательством.
Мы учим ребенка с первых лет жизни любить родителей,
помогать им. Благородное чувство преданности дорогому человеку, потребность в
духовной и эмоциональной близости с ним – все это очень важно для становления
личности ребенка, для чувства защищенности и благополучия. Но для того чтобы
эти чувства стали началом любви к родине, очень важно, чтобы дети как можно
раньше увидели гражданское лицо своих родителей, осознали их как тружеников,
вносящим свой вклад в общее дело.
Важным средством патриотического воспитания
является приобщение детей к традициям народа. Например, отмечать
профессиональные праздники, праздники урожая, чтить память погибшим войнам,
устраивать проводы новобранцев в армию, встречи ветеранов, участников воин.
Неизменно живет в народе традиция чтить память погибших воинов. Много
памятников и обелисков на нашей земле. Люди не могут забыть тех, кто лежит на
Пискаревском кладбище, кто был сожжен в Хатыни, брошен живым в шахты Краснодона
и Красного луга, кто похоронен в тысячах братских могил.
Дети тоже должны знать об этих страшных
страницах нашей истории. Ребенок в старшем дошкольном возрасте уже способен
переживать ненависть, обиду не только за себя лично. Пусть он поплачет, слушая
рассказ о мальчике, которого фашисты повесили на глазах у матери, о солдате,
который с последней гранатой бросился под фашистский танк. Не нужно ограждать
детей от сильных эмоций. Такие эмоции не расстроят нервную систему ребенка, а
являются началом патриотических чувств. Одна из граней патриотизма – отношение
к трудящемуся человеку.
Мысль о том, что все создано трудом, руками
человека, что труд приносит радость, счастье и богатство стране, должна как
можно раньше зародиться в сознании ребенка. Показанный ему героизм труда
воспитывает его нравственные чувства не менее чем героизм военного подвига.
Педагог, может посоветовать родителям,
рассказывать детям о своей работе, о том, что они делают, и для чего это нужно.
При ознакомлении детей с трудом взрослых, очень важно показать им общественную
значимость этого труда, его необходимость не только лично к какому-то человеку,
но и всей стране. Наиболее наглядно это можно сделать, рассказывая о труде
хлебороба. Рассказы о героическом труде, о преданности делу, о
самоотверженности и смелости помогает воспитывать гордость за человека –
труженика.
В патриотическом воспитании детей велика роль
книг о защитниках Родины. Героизм волнует и притягивает к себе ребенка, рождает
стремление к подражанию. Читая детям рассказ, стихотворение, важно своими
интонациями, логическими ударениями передать кульминационные моменты в
произведении, заставить их волноваться и радоваться. Беседовать после чтения,
надо с большой осторожностью, чтобы не разрушить, а укрепить эмоциональное
воздействие. Например, детям прочли стихотворение «Почему маму прозвали,
Гришкой» мужественная, ловкая, умная девушка вызывает восхищение, дети
волнуются за неё и радуются, когда ей удается уйти от врага. Не нужно задавать
много вопросов по тексту этого произведения. Но важно, чтобы все они были
направлены не на изложение содержания сюжета, а на эмоциональные моменты «Когда
вы слушали рассказ, вам было немного страшно?», «А когда вы обрадовались?»,
«Какое место в рассказе вам больше всего запомнилось?». После ответов детей
можно прочесть произведение еще раз. Одна из любимых книг детей – книга Льва
Кассиля «Твои защитники». Каждый рассказ в ней пример героизма. Любить Родину –
это и знать её. Что может знать о своей стране ребенок, какие знания нужны ему,
чтобы первое чувство любви к отечеству стало осознанным и прочным? Прежде
всего, ребенку нужно знать о сегодняшней жизни Родины. Примеры трудовых
подвигов людей во имя благополучия и славы Родины, традиции, с которыми педагог
знакомит детей, помогают им осознать патриотизм, как чувство проявляющееся
каждодневно.
Очень важно для воспитания патриотических чувств
и исторические знания. Обращение к литературе, искусству прошлого, так же как и
к истории, - это обращение к прошлому своего народа. Только тот, кто любит,
ценит и уважает накопленное, и сохраненное предыдущими поколениями, может стать
подлинными патриотами. Любовь к Родине становится настоящим глубоким чувством,
когда она выражается не только в стремлении больше узнать о ней, но и в
желании, потребности трудиться, на благо отечества, бережно относиться к его
богатствам. Роль самостоятельной трудовой деятельности в воспитании будущего
гражданина чрезвычайно важна.
Дела ребенка дошкольника невелики и не сложны,
однако они имеют большое значение для формирования его личности. Нужно поощрять
самостоятельную деятельность детей, мотивом которой является желание сделать,
что - то для коллектива, для детского сада. Не всегда ребята могут сами
сообразить, что и как делать. Вот здесь и нужна помощь взрослого, его совет,
пример. Весной организуется воскресник по уборке и озеленению двора, улицы на
которой живет ребенок. «Бери сынок, лопату, пойдем работать», - говорит отец. И
непременно, на следующий день, придя в детский сад, сын с гордостью скажет: «А
мы вчера с папой посадили дерево в нашем дворе». Участие в общих делах -
воспитывает в ребенке хозяина своей страны. Хозяина любящего, заботливого. Труд
с общественной мотивацией нужно организовать и в детском саду и дома так, чтобы
он был систематическим, а не от случая к случаю.
Ребенок должен иметь постоянные поручения, не только по самообслуживанию, но и для пользы других, всего коллектива. Важно только, чтобы этот труд действительно имел реальное значение для окружающих, не был надуманным. Все сказанное имеет прямое отношение к воспитанию патриотических чувств у детей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий