Игры и упражнения для развития фонематического слуха
Дети любят разгадывать
загадки. В возрасте до трех лет им доступны для отгадывания простые загадки,
содержащие в тексте звукоподражательные слова или другую, намекающую на отгадку
информацию. Если использовать для загадок небольшие стихотворения с пропуском
последнего слова, это будет уже игра не только на развитие мышления, но и на
формирование полноценного фонематического слуха, так как ребенку надо будет
подобрать отгадку в соответствии с рифмой стихотворения.
Примеры
загадок «Доскажи словечко»
Хитрая
плутовка,
В подполье, в каморке,
Рыжая
головка,
Живёт она в норке,
Пушистый
хвост-краса. Серая
малышка.
Кто
это? (Лиса) Кто же
это? ( Мышка)
Пышный
хвостик торчит с Он всю зиму в шубе спал,
верхушки,
Лапу бурую сосал,
Что
за странная зверюшка? А проснувшись, стал реветь,
Щелкает
орехи мелок. Это
зверь лесной… (Медведь)
Ну,
конечно, это … (Белка)
Мчится
что есть духу, За
рекой в лесу росли,
Хвост
короче уха.
Их на праздник принесли,
Живо
угадай-ка.
На веточках - иголки.
Кто
же это? (Зайка) Что же это? (
Ёлки)
Этот
зверь живет лишь дома.
С
этим зверем все знакомы.
У
него усы, как спицы.
Он
мурлыча, песнь поет.
Только
мышь его боится.
Угадали?
Это … (Кот)
Способствуют развитию
фонематического слуха, воспитанию чувства ритма и рифмы, помогают закрепить в
произношении появляющиеся звуки различные потешки с повторяющимися слогами и слоговыми
сочетаниями.
Тˈ,
Л
Тили-тили-тили-бом
–
Загорелся
кошкин дом!
Тˈ
Тюшки-тютюшки,
На
горе пичужки,
Там
Ванюшка бывал,
Пичужку
поймал.
Тень-тень,
потетень,
Выше
города плетень.
Т
Аты-быты
– шли солдаты,
Аты-баты
– на базар,
Аты-баты
– что купили?
Аты-баты
– самовар.
Л
Люли-люли-люли,
Прилетели
гули.
К
маленькой ……..
Для развития слухового
внимания применяются и подвижные игры, сопровождающиеся речью, когда ребенку
нужно выполнять какие-либо действия по словесной инструкции водящего. Эти
действия резко сменяются по команде. Ребенок должен быстро среагировать на
речевую команду, чтобы переключиться на другое движение и не проиграть.
Игра «Обгони»
Цель: Развитие ритмичной выразительной речи,
воспитание слухового внимания, развитие координации движений.
Ход
игры. Посреди комнаты один стульчик, невдалеке от него двое играющих. Остальные
дети вместе со взрослыми произносят стишок:
Девочке
на ручку
Бабочка
села.
Девочка
бабочку
Поймать
успела.
После
этих слов двое играющих бегут к стульчику и стараются его занять.
Игра «Дождик, дождик»
Цель:
развитие слухового внимания, ритмичной и выразительной речи, координации
движений и ориентировки в пространстве.
Ход
игры. Стулья стоят по кругу. Детей на одного больше, чем стульев. Дети ходят по
кругу, взрослый произносит:
Дождик,
дождик,
Что
ты льешь?
Погулять
нам не даешь?_
После этих слов дети бегут к
стульчикам и стараются сесть на них. Тот,
кому не хватило стульчика,
выходит из игры. Игра продолжается до тех пор,
пока не останется один играющий –
победитель.
Комментариев нет:
Отправить комментарий